Основание Ворзеля

Современный поселок Ворзель возник в конце XIX ст. в урочище “Ворзель”, во время строительства  железнодорожной линии  Киев-Ковель (в настоящее время Юго-Западная железная дорога),  на землях принадлежавших помещикам Иосифу Иосифовичу Пеховскому и Лидии Александровне Кичеевой. В те времена здесь был густой сосново-дубовый лес. Западная часть леса называлась урочищем “Кичеево” и принадлежала графини Л. О. Кичеевой, а имение помещика И. Й. Пеховского находилось на территории современного научно-исследовательского хозяйства “Ворзель”. В период подготовки к строительству железной дороги помещики Красовский и Сагатовский, которым принадлежали земли современного поселка Буча, смогли с помощью подкупа добиться, чтобы железнодорожный путь проложили по их землям, хотя для этого нужно было сделать большую дугу. Впоследствии они выгодно продали свои дешевые заболоченные земли, которые находились вблизи новой железной дороги, по цене пахотных. Для того, чтобы проложить колею нужно было рубить просеку, а лес в этих местах был настолько густой, что тяжело было пройти даже пешком.

Stroiteli_dorogi

Железную дорогу ввели в эксплуатацию 6 октября 1902 года. Сначала она была одноколейной, в 1908 году построили вторую колею. Как только в 1898 году на участке Киев—Тетерев началось строительство железной дороги, помещик Пеховский и его соседи по землевладению разделили свои земельные массивы на 229 прямоугольных участков и составили план будущего поселка. Каждый дачный участок имел площадь 1660 кв. сажен и стоил 900 рублей. Кроме этого покупателю необходимо было внести некоторую сумму за землю, которая предназначалась для общего пользования — улицы, базар (одна десятина), парк (более трех десятин), церковь. Первым купил участок в будущем Ворзеле коммерсант Я. Ш. Оршанский из с. Михайловка-Рубежовка, который торговал всем - от дегтя до духов. Его участок протягивался от железной дороги к современному санаторию “Победа”, а дом стоит и до сих пор по ул. Большого Октября, 76 напротив библиотеки. В 1901 году помещица графиня Л. О. Кичеева также разделила свои угодья (полевую их часть площадью приблизительно 200 га) на 279 участков, но более малых по размеру (по 60 десятин), чтобы их можно было быстро распродать под застройку менее зажиточным гражданам за меньшую цену.

Plan_Vorzelya

 В 1905–1917 годах здесь построились 16 хозяев. Подавляющее большинство дач использовались их владельцами только летом, а зимой там жили охранники и прислуга, которые также присматривали за земельными участками, цветниками и плодовыми деревьями. В первые годы скорость движения по новой железной дороге была небольшой — 20-25 км/час. Пассажирские поезда на разъезде в Ворзеле вообще не останавливались, а пригородный поезд Киев–Тетерев курсировал один раз в сутки. Сначала построили небольшую посадочную платформу, возле которой стоял старый товарный вагон и высокий фонарь. В вагоне обосновались билетная касса и комнатка дежурного по станции. Зала ожидания не было. Спустя некоторое время для защиты пассажиров от ненастья к вагону пристроили украшенный резьбой навес с большой табличкой — “Ворзель”. Впоследствии справа от вокзала образовалась привокзальная площадь, на которой перед приходом или отходом поезда собиралось немало крестьян на телегах и подводах. Подъезжали также на элегантных бричках отдыхающие – встретить гостей. На площади стоял каменный дом с пивной.

 Vorzel_Voksal

 В 1912 году в Киеве проходила большая сельскохозяйственная выставка. После ее окончания железнодорожное ведомство приобрело один из павильонов (в нем демонстрировались породы гусей). Его перевезли в Ворзель и установили в качестве нового вокзала. Красивое деревянное здание было выполнено в российском стиле и украшено прекрасной резьбой по дереву. К прежнему павильону достроили кирпичное помещение для железнодорожных служб и высокие навесы по сторонам. Под потолком в  зале ожидания находилась большая люстра со свечами. Чтобы их зажигать, с помощью специального механизма люстру опускали вниз.

Vorzelskiy Voksal 1912

 Именно таким помнят вокзал ворзельские старожилы, ведь это красивое сооружение украшало поселок до 1941 года. Во время отхода советских войск в самом начале войны ворзельский вокзал был взорван (центральная часть) и он полностью сгорел. Вместо него оккупанты построили новое здание с залом ожидания, кассой и буфетом. В послевоенное время вокзал был достроен. В таком виде он стоит и поныне.

 Далее:  Ворзель в начале XXст.

 

Copyright © 2007-2009 Vorzel.Kiev.ua Все права сохранены.